По маршруту Палласа (ч.I).

«Напрасно не медлить в пути».
PallasДо этого я никогда не был в научных экспедициях. Кто такой Паллас я тоже не знал. Но звезды сошлись так, что одновременно были исправлены оба этих недоразумения в моей жизни.
Середина апреля, заседание Курганского областного отделения Русского географического общества, обсуждение экспедиции по маршруту П.С. Палласа, докладчик — профессор Н.И. Науменко.
Вот так я впервые узнал, кто такой Паллас, и что он делал в Курганской области аж 241 год назад.

В возрасте 26 лет, уже имея докторскую степень, профессорское звание и признание в Европе, Паллас получил приглашение от просвещенной Русской императрицы Екатерины Великой для работы в качестве адъюнкта Петербургской Академии наук, и 30 июля 1767 года он прибыл в Санкт-Петербург вместе со своей семьёй — молодой женой и маленькой дочерью. По замыслу Екатерины II ему была поручена организация грандиозной экспедиции по всей России, о которой мечтал сам Ломоносов, с целью разведать геологические, минералогические, животные и растительные ресурсы страны, а также выявить исторические, социально-экономические и этнографические особенности отдельных её регионов.
Экспедиция Петербургской Академии наук под руководством Палласа длилась около 6 лет (1768-1774 гг.).
Весной 1771 года он пересек территорию нынешнего Зауралья, оставив подробное описание наших мест, и двинулся дальше, дойдя до Забайкалья.

Будучи иностранцем по рождению своему, Паллас в течение 43-х лет проживал в России и составлял красу и гордость нашей Академии Наук. Всестороннему изучению своего второго отечества он посвятил почти всю жизнь свою, а потому мы с гордостью можем причислить его к русским ученым, между которыми он по глубине своих знаний, по широте научных интересов и задач, а также по необычайному дару и точности наблюдений занимает одно из самых первостепенных мест.

Когда Председатель Курганского областного отделения Русского географического общества Христолюбский Виктор Семенович впервые упоминал об экспедиции по маршруту Палласа, речь шла об одном автомобиле и о 5-6 велосипедистах.
На следующий день я озвучил идею экспедиции Генеральному директору Торгового дома «ДЖЕМИР-КУРГАН» Васильеву Владиславу. Идея понравилась, и экспедиция получила еще два автомобиля: «Niva Chevrolet» и «Chevrolet Orlando».
Вообще в этой экспедиции с самого начала все складывалось так, что она была обречена на успех.

Начало.

1

29 апреля, 7-15 утра, мелкий дождик, три автомобиля экспедиции начали движение от Кургана в сторону Челябинска. Стартовой точкой нашего путешествия была выбрана деревня Пивкино, расположенная на границе с Челябинской областью. В ней нас уже ждали велосипедисты и четвертый автомобиль экспедиции.
…поворотили вправо к деревне Урупиной (также Пивкиной называемою), для перемены там лошадей. Здесь – оз. Караганкул (Пивкино) с карасями и черноголовыми чайками.

Дело в том, что в Пивкинской школе работает член РГО – Вячеслав Пиняев. Мы предполагали, что прием будет теплым, и не ошиблись (эти шанежки мы вспоминали до конца маршрута).

2

В ответ члены экспедиции выступили перед учениками школы, рассказав о Палласе и не только, а так же вручив многочисленные подарки.

3

 

 

 

Напоследок все сфотографировались на крыльце школы.

 

 

 

Старт.

4

Это было празднично! Спасибо учителям и ученикам Пивкинской школы. Старт был массовым: кроме 4 автомобилей и 10 участников велосипедной части экспедиции, стартовали несколько десятков деревенских велосипедистов. Дети на велосипедах провожали нас еще несколько километров.
А затем начались «будни экспедиции» — мы останавливались около каждого описанного Палласом объекта, будь то озеро, солончак, река или деревня, фотографировали, записывали. Не обходили мы своим вниманием и многочисленные цветы, деревья, птиц и животных.

Первый брод.
Природа напомнила о себе, как всегда неожиданно – вроде относительно неплохая дорога, но ее пересекает ручей – половодье однако! Недолго посовещавшись, решаем форсировать вброд.
5

Первым проходит, разумеется «Niva Chevrolet», а затем она по одной перетаскивает на тросу все остальные автомобили. Как-то даже прозаично.

Двинулись дальше. Вдруг первый автомобиль останавливается, и мы видим прямо перед ним на опушке две косули, которые немного постояли, посмотрели на нас, перебежали нам дорогу и скрылись в лесу.

Березово.
Далее – д. Березовка из 15 дворов, где я переменил лошадей. Деревня лежит при озерке, окруженном березняком, в котором кроме чебаков никакой рыбы нет.

Березово – непростая деревня, и дело не только в красоте этих мест. В Березово есть памятник и это памятник Палласу.
6

Знаковая точка маршрута, поэтому мы дождались наших велосипедистов.
7

 

 

 

А далее речи у памятника, подарки, телевидение и самое главное, ради чего ждали нас местные жители – возле памятника организаторами экспедиции была посажена яблоня Палласа. Всё — последнее официальное мероприятие, а дальше только просторы Зауралья.
8

 

Из диалога с местными жителями:
— Как тут напрямик на озеро Большое Тетерье проехать?
– Так надо в объезд через Шумиху.
– Нам напрямик надо.
— Попробуйте краем леса, но уже давно так никто не ездит…

 

Кстати, недалеко от Большого Тетерьего в лесу видели тетерку, прямо перед машиной дорогу перебежала.

9

А на поле подняли стаю лебедей.

 

 

 

 

Эх, дороги.
10
Можно с уверенность констатировать, что со времен Палласа многое изменилось, но большая часть его маршрута проходит все также по бездорожью. Это, наверное, был самый трудный участок нашего пути, особенно, в районе деревни Иванково. Но и Палласу было не легче.

 

Проехали мимо расположенного справа оз. Ногино, в 8 верстах – оз. Иваново, которое из-за болотистой дороги проехали справа (не по дороге).
И мы тоже кое-где ехали «не по дороге».

Про экипаж.
Мне в очередной раз повезло. Я ехал за рулем ведущего автомобиля. Это была любимая мной «Niva Chevrolet». И справа от меня ехал доктор биологических наук, профессор Науменко Николай Иванович, который знал этот маршрут лучше всех среди участников экспедиции. Кроме того, он цитировал Палласа, поэтому мы постоянно проводили различного рода сравнения и воочию видели те изменения, которые претерпела природа Зауралья. 240 лет назад было много цветущих лугов, которые потом были распаханы. Было много леса, который вырублен. Вместо описанного Палласом бора — поля, обрабатываемые или заброшенные, либо посадки.
Лишь солончаки остались на своих местах.
Еще в нашем экипаже были директор ботанического сада Тюменского государственного университета Игорь Владимирович Кузмин и член Курганского отделения РГО, фотограф Игорь Меркулов.

Ночлег.
К Куртамышу — месту нашей ночевки, подъехали уже, к сожалению, в полной темноте. Немного выбились из графика. Ночевали мы в автошколе ДОСААФ, за что им отдельная и особая благодарность.
11Горячий ужин, во время которого быстро подвели итоги первого дня и спать.

 

 

 

 

День второй.
Подъем в 7-00. Завтрак. Опять дождь (говорят, к удаче).
Дорога проходит вдоль реки Куртамыш, вокруг очень красиво.
12
В Коновалово останавливаемся у старого дома, огромные бревна, начинаем считать годовые кольца, соседская бабушка не выдерживает, открывает окно, спрашивает кто такие. Объясняем, спрашиваем про дом, она рассказывает, что дом построен более ста лет назад, стоит он на пнях деревьев, из которых построен. Кстати, стоит очень ровно. Посчитали и поняли, что вполне возможно Паллас мог видеть эти деревья, когда они были маленькими!

Странности.
13
Кажется, в деревне Обанино на въезде стоят два двухэтажных дома из красного кирпича. Подъехав ближе, поняли, что дома старые, но отреставрированы просто идеально.
14

 

В этом самом отдаленном от цивилизации отрезке нашего маршрута между двумя деревнями встречаем несколько километров идеальной асфальтовой дороги.

 

 

При деревне Ярки (65 дворов) надобно переехать Куртамыш, и от правого его берега мало по малу совсем удалиться.

В Ярках решили посчитать дворы. Насчитали более 130.

Каминское.
4 версты от Ярков при самой дороге маленькое озеро, далее два большие, между которыми проходит дорога. В 5 верстах от них – Каминская слобода (10 верст). 130 изрядных дворов, церковь и судный дом.

Дорога проходит по солончаку, идет дождь и скользко очень. Но как только начинается бор – сразу все меняется — под колесами ровная, хорошая песчаная дорога.

В Каминской дворы не считали, на въезде остовов бывшей видимо фермы и развалин церкви в центре, больше ничего не запомнилось.
В Каминской слободе принужден пробыть целый день, ожидая отправленных в Кислянскую деревню студентов, которые по причине плохой дороги вернулись к вечеру 23 числа. Весь день шел дождь и дул южный ветер, затем – холодная ночь (-5 градусов).

Студенты у нас тоже были – это и был экипаж 4 машины (Коркин Борис, Холодилин Роман, Кузнецов Олег, Варданян Артем).
15
За деревней их машина вязнет в песке, я уезжаю на поиски нормальной дороги, пока ездил машину вынесли на руках.
Дороги расходятся веером, по какой ехать непонятно, благо у нас был «автомобиль навигационной поддержки».
16

 

Этот автомобиль был просто напичкан аппаратурой: навигаторы, компьюторы, средства связи, камеры и фотоаппараты.
Экипаж «автомобиля навигационной поддержки»:
Андрей Вагин — навигация, он-лайн трансляция; Илья Курбатов — фотограф, отчеты для сайта; Илья Каблуков – в экспедиции, как и я, исполнял роль водителя, Татьяна Борисова, доцент кафедры географии КГУ.

Редуть.
Из Каминской слободы: слева от дороги оз. Камышное, затем оз. Белое, истекающее в Тобол, с деревушкой. На две версты от деревни – сосновый бор 8 на 5 верст с большим озером Завьялово (лебеди и др. дичь). Слева в бору – оз. Клабуково, изливающее воды в Белое озеро. В 12 верстах от слободы открытая низменность, в которой лежит д. Мочалова (27 дворов) и Редуцкая (113 дворов), все залито водой, лошади брели по брюхо.
Каминский бор мы проехали насквозь без приключений. Вокруг много озер и болот, через дорогу множество свежих кабаньих следов. На выезде из бора натолкнулись на козла (самца косули) с большими рогами, который огромными прыжками очень быстро скрылся в бору.
В отличие от времен Палласа разлива Тобола не было, а деревня Редуть почти заброшена (по словам местных жителей в ней проживает сейчас 36 человек).
17
А какая в деревне церковь! И, несмотря на полную заброшенность, состояние неплохое, и даже доски лестницы ведущей наверх сохранились и не сгнили.

 

 

 

 
18
Вид с колокольни открывается просто умопомрачительный!

 

 

 

 

 
19
По дороге к Звериноголовскому мы встретили ковыльную степь изумительную по красоте, в тот ветряный день больше похожую на бушующее море.

 

 

Поляна тюльпанов.
Про эту поляну Николай Иванович рассказывал еще в начале маршрута. Находится она на краю Заречного бора, а это памятник природы и относится к особо охраняемым природным территориям. Много на ней редких и даже «краснокнижных» растений. Говорил он, что растут на ней тюльпаны Биберштейна и два вида рябчиков (цветов таких), а еще заросли миндаля.
20
Тюльпаны оказались маленькими, даже можно сказать крохотными, но очень красивыми.
21

 

 

Рябчики были подстать тюльпанам. И вообще много мелких и очень нежных цветов, в том числе прострелы и ирисы. На этой поляне провели около часа – наших ботаников, биологов и даже географов и фотографов было невозможно оторвать от поиска, рассматривания, фотографирования этих многочисленных цветущих растений.

Именем Палласа на русском или других языках названо множество видов животных и растений. Кроме того в его честь были названы несколько гор, вулкан, риф, корабль, улицы и даже город.

Звериноголовское.
22
Впереди Звериноголовское. Руководитель экспедиции Виктор Семенович Христолюбский почти торжественно объявил, что проведет нам экскурсию. «Chevrolet Orlando» возглавил колонну, и мы переехали мост через разлившийся немного Тобол. Об экипаже этого автомобиля хочется рассказать поподробнее. Кроме руководителя экспедиции, в нем присутствовали еще один доктор биологических наук — Козлов Олег Владимирович и еще один географ — Христолюбская Любовь Васильевна. А за рулем был руководитель торгового дома «ДЖЕМИР-КУРГАН» Владислав Васильев.

Продолжение следует…